ГлавнаяАрхив
Новости
Статьи
ЧА-ВО и как?
Рецепты
Видео-рецепты

Справочные материалы



Так громче, музыка, играй к обеду!
В гостях у музыкального семейства
В этом подмосковном доме нас встречала большая семья, самый младший представитель которой относится уже к пятому поколению музыкальной династии. Впрочем, «династия» – слово строгое, официальное, а мы оказались в компании открытых и очень дружелюбных людей. И вот что они нам рассказали...

Евгений Баранкин: Начнем с моей «съедобной» фамилии и связанных с нею ассоциаций. В юности я дружил с Никитой и Андроном Михалковыми и часто бывал у них дома. Они всегда называли меня не по имени, а просто Баранкин, уж больно вкусно звучит. А у Михалкова-старшего был в то время аспирант в литературном институте, Валерий Медведев, который тоже бывал в доме. Это он впоследствии написал замечательную детскую книжку под названием «Баранкин, будь человеком!», по ней потом был снят мультфильм и поставлена оперетта. С тех пор, если я где-то представляюсь: «Баранкин», – кто-нибудь тут же обязательно добавит: «…будь человеком!». На нашу с Наташей свадьбу Валерий Медведев прислал записанное на магнитофон поздравление, в котором поблагодарил меня за фамилию, ставшую родной его герою. Эту фамилию любил и Володя Высоцкий – было время, когда я с ним близко дружил. У меня дома, в коммуналке на Пушкинской улице, им написано несколько известных песен, например, «Сегодня я с большой охотою распоряжусь своей субботою…». Володя тоже называл меня по фамилии, и в своих воспоминаниях наши общие друзья указывали, что такая-то песня была написана в доме московского скрипача Баранкина.
Да, я из музыкальной семьи, дед служил концертмейстером в симфоническом оркестре, мама была известной скрипачкой. И я начинал как скрипач, в Гнесинской академии закончил два факультета – скрипичный и музыковедческий. Но выбрал путь музыкального критика, начал сотрудничать с журналом «Музыкальная жизнь», газетой «Культура», а вскоре пришел на работу во всесоюзное издательство «Советский композитор», где проработал двадцать три года и завершил свою карьеру в качестве заместителя главного редактора издательства.
В 1989 году меня пригласила французская фирма Le Chant du Monde, распространявшая грамзаписи под торговой маркой Harmonia Mundi. Мы создали российско-французскую фирму под названием «Русский сезон». Это было очень интересно, мы составляли в России тематические планы, записывали в соответствии с ними музыку, делали цифровую мастер-кассету, а французы затем издавали диски и распространяли в шестидесяти трех странах мира. Мы создали огромную коллекцию, у нас записывались ведущие российские музыканты, и уже знаменитые, и молодые. Подчеркну, речь идет об академической музыке, это не эстрада, а музыка разных жанров: духовная и светская хоровая, симфоническая, камерная, вокальная. В числе прочего мы записали четырнадцать опер с артистами, хором и оркестром Большого театра. Целый ряд изданий «Русского сезона» относится к премьерам в мировой грамзаписи.
Пятнадцать лет я занимался грамзаписью, а когда закончился и этот этап моей жизни, Московская государственная академическая филармония пригласила меня в качестве члена художественной коллегии. Позже по просьбе администрации филармонии я создал экспертный совет и в настоящее время возглавляю его. В наши задачи входит оценка всего, что происходит в московской музыкальной жизни, а также поддержка одаренных молодых исполнителей. Я этим занимаюсь с особым удовольствием. В филармонии создано несколько специальных программ продвижения молодых, в частности, «Звезды XXI века», «Молодые таланты», «Дебют». Как музыкальный критик продолжаю писать для различных специальных изданий, два года вел свою авторскую передачу на «Радио 1». Имею отношение и к международному конкурсу им. Чайковского в Москве, на последнем из них был ответственным секретарем жюри скрипачей под председательством Владимира Спивакова.
Я много слушаю музыки, читаю о ней.
Люблю поэзию, особенно Иосифа Бродского. И очень люблю своих друзей. Вы, наверное, обратили внимание на множество фотографий на стенах: с этими людьми мы дружим, вместе прожили серьезную часть жизни. Часто собираемся – поговорить, посидеть за столом, организовать вкусное застолье. И у каждого есть своя кулинарная, как сейчас говорят, фишка. У кого получается потрясающий пирог с капустой, у кого – чудная гречневая каша и так далее. Если человек разбирается в еде, знает в ней толк – он умеет получать удовольствие. Среди наших друзей есть яркий тому пример – Владимир Познер. Он настоящий знаток еды, ценитель хороших вин, истинный гурман, очень строгий в своих запросах и требованиях – попробуйте только предложить ему чаю в пакетике! Думаю, это оттого, что он наполовину француз. Его мама была француженкой, ее звали Жеральдин, и именно в ее честь Владимир с братом Павлом открыли в свое время в Москве ресторан под названием «Жеральдин».
Мы очень близко связаны со знаменитой семьей – пианистом Владимиром Крайневым и его женой Татьяной Тарасовой, c Владимиром Спиваковым, Максимом Дунаевским, Гарри Бардиным, многими другими известными в мире искусства людьми. Есть среди наших знакомых и не знаменитости, а просто хорошие люди. И со всеми мы встречаемся за обеденным столом, отмечаем семейные праздники. Ведь главная ценность застолья – общение, теплое и задушевное. У нас, особенно сейчас, когда образовался свой дом, все ждут угощений, приготовленных на мангале. Здесь проявляет свои кулинарные таланты мой зять Алексей. Мы с женой отдаем предпочтение рыбе, а наша молодежь и гости – мясу, поджаренному на углях.
Пусть меня осудят, но мое любимейшее блюдо – жареная картошка. Причем ее должно быть много, с хрустящей корочкой. Что касается ресторанов, то мне не нравятся авторские кулинарные изыски, предпочитаю традиционные национальные блюда. Особое отношение у меня к грузинской кухне, я вообще ощущаю некое родство с грузинской культурой, она мне близка по духу, по темпераменту, по обычаям.
В заграничных поездках в еде отдаем предпочтение рыбе. Недавно по совету нашего друга Володи Спивакова мы в Израиле, на берегу Средиземного моря, отыскали ресторан «Лондон» и в нем заказали рыбу под названием «денис». Спасибо Володе за совет, рыбка была отменная!

Жена Наталья: В моей семье тоже все были музыканты. Мой отец, композитор Михаил Зив, много сотрудничал с кинорежиссером Григорием Чухраем, писал музыку к его фильмам «Баллада о солдате», «Чистое небо» и другим. А в мультипликационном кино ему принадлежит музыка к фильму «Крокодил Гена», в частности, вспомните популярную песню старухи Шапокляк.
Мама была музыковедом. Она училась в школе при консерваторском Мерзляковском училище, затем в самом училище, а после окончания консерватории пришла в «Мерзляковку» преподавать. И папа там преподавал. Туда и меня маленькую привели, и я тоже после консерватории вернулась в нее педагогом, веду курс истории музыки. Туда же, в родную alma mater, пошла дочь Маша, по классу фортепиано. И наконец, внук Илюша – он тоже пианист, и уже довольно успешный. Кроме того, Илья у нас в семье является главным консультантом по компьютерам, и вообще его интересы простираются очень широко. Ведь он представитель нового поколения.
А о кулинарии я говорить не буду, просто сегодня угощу вас своим фирменным свекольником.

Внук Илья: Я пока и сам не определился, становиться мне музыкантом или нет. Хотя все складывается хорошо: я стипендиат фонда «Молодые таланты Отечества», который учредил Максим Исаакович Дунаевский. Сейчас готовлюсь играть с оркестром Первый концерт Бетховена. Но как дальше будет, не знаю. Вот судите сами: у меня единственный любимый композитор – Рахманинов, я могу играть его сколько угодно, хотя он и очень сложный. Но ведь постоянно исполнять только его не получится: переиграешь все произведения, и что дальше?
А на кухне у меня нет проблем. Когда остаюсь один дома, приходится выживать – нахожу какие-нибудь полуфабрикаты в морозильнике и поджариваю. Умею делать спагетти, яичницу, куриные наггетсы. И на мангале могу, но это трудно – стоишь, смотришь, как еда жарится, и так уже есть хочешь, что слюнки текут!

Дочь Мария: Я преподаю в «Мерзляковке», а кроме того, реализую различные музыкальные проекты – у меня свое артистическое агентство. Вместе с мужем – он солист Камерного музыкального театра Бориса Покровского – мы на базе этого театра ставим антрепризные спектакли. Работали для фестиваля «Кремль музыкальный», сейчас готовим для Рихтеровских «Декабрьских вечеров» спектакль по Пушкину – «Моцарт и Сальери». Алексей как раз будет играть Сальери, хотя в жизни никого ни разу не отравил – готовит он прекрасно. Кстати, у него вышло немало замечательных дисков, записанных разными компаниями. А вместе мы в 1996 году, к 200-летию Пушкина, записали программу с русскими романсами и посвятили выход этого альбома рождению сына. С этой программой мы в свое время много ездили, выступали.
Еще я занимаюсь музыкальной журналистикой, а если случаются совместные выступления с мужем – с удовольствием ему аккомпанирую. Недавно мы втроем ездили в Бельгию на фестиваль «Европалия»: муж пел с моим фортепианным сопровождением, Илюша исполнял несколько сольных произведений и тоже папе аккомпанировал. Даже в кулинарии не обошлось без музыки: я уже долгое время сотрудничаю с рестораном «Турандот», – еще на этапе его создания ресторатор Андрей Деллос обратился ко мне с просьбой придумать музыкальное оформление ресторана. И сейчас там работают два отличных состава музыкантов. «Рондо-Турандот» исполняет стилизованную классику в современных аранжировках. А второй состав, квартет – арфа, флейта, скрипка и фортепиано – ежевечерне играет известные, популярные классические произведения. Сцена, на которой играют музыканты, расположена в главном зале. Она круглая и при этом вращается, но очень медленно, незаметно. Всегда бывает забавно, когда музыкант-новичок, не зная об этом вращении, говорит: «Отличный ресторан, только посетители почему-то все время пересаживаются с места на место». Кроме того, мы в ресторане проводим специальные мероприятия, сотрудничаем с кафе «Пушкин», которое входит в тот же Ресторанный Дом. Кухня, кстати, в ресторане «Турандот» представлена европейская, японская и китайская. Ну а в данный момент, как видите, у меня планы не творческие, а декретные – мы в ожидании еще одного члена семьи.
Я лично обожаю всевозможные салаты – и делать, и есть. У меня есть фирменный рецепт: 300–400 граммов сыра маасдам натирается на терке, берется 400-граммовая банка консервированных ананасов, можно резаных, все перемешивается с майонезом. Получается прекрасный салат. Здесь на участке у нас грядка есть, правда, надо лупу брать, чтобы ее рассмотреть. Укроп, зеленый салат, лучок, морковка... Но это ведь только начало, мы никогда в жизни не были садоводами-огородниками, а здесь обосновались совсем недавно.

Зять Алексей: Я родом из Пензы. C детства занимался фортепиано, учился в музыкальной школе, потом в училище – на дирижерско-хоровом. А после службы в армии поступил в Московскую консерваторию на вокальное отделение. Во время учебы на третьем курсе меня пригласили петь в московский Камерный музыкальный театр под руководством Бориса Покровского, в котором я и тружусь по сей день. Это моя основная служба, и страсть, и работа. Наша труппа объездила с гастролями весь мир – от Чили до Японии – и не по одному разу. Кроме того, меня периодически приглашают выступить с другими коллективами, я пел в «Новой опере», «Геликоне», много работал с Владимиром Спиваковым, другими дирижерами. Еще мы с Машей преподаем, и некоторые наши ученики уже поют в театрах.
Так получилось, что я в семье считаюсь основным специалистом по барбекю. У меня в планах постройка какого-нибудь отдельного домика или беседки для барбекю, но и на мангале сейчас получается неплохо. Ведь главное – живой огонь. Готовлю традиционные блюда: овощи, мясо, рыбу – и на решетке, и на шампурах. И еще у меня есть небольшая коптильня, в ней отлично получаются сало, курочка – с дымком! Специи, точнее, смеси специй я делаю сам.
Еда в путешествиях – это отдельная тема. Из всех стран Япония самая необычная в смысле кулинарии. Как-то во время японских гастролей меня с коллегами повели в ресторан, причем китайский, – у них почему-то считается высшим шиком приглашать в хороший китайский ресторан. Подали огромные блюда, и на каждом – некая маленькая черная субстанция в середине. Мы спрашиваем: что это? А они: это гриб, который растет далеко в горах, очень редкий, очень дорогой. Мы съели его, но сытости от этого гриба не прибавилось. Затем нам принесли сырую медузу, приправленную свежей хризантемой, – тоже весьма изысканно...
Самая сытная страна – Аргентина: толстые куски мяса, бифштексы с кровью... Стоит все несколько долларов, и размеров при этом необъятных, одному порцию не осилить. В Германии тоже не проголодаешься и кормят разнообразно, не только капустой с сосисками. В Испании – ветчина, знаменитые хамоны. Я в Мадриде заходил в магазин под названием «Музей хамона», там все стены от пола до потолка увешаны рядами этих свиных ног, хамонов различных видов и сортов – действительно, музей.
Что касается сочетания музыки и еды, то тут у каждого индивидуальный подход. У меня есть друг, который обязательно ест мясо перед концертом, тогда он в отличной форме. А я в одной из первых гастрольных поездок, помню, просто терял силы и засыпал на сцене, когда начинали петь колыбельную – это был спектакль «Похождения повесы» Стравинского, слава богу, еще не был занят тогда в главных партиях. А у меня была с собой плитка шоколада, и я стал незаметно покусывать этот шоколад. К концу спектакля я был бодр, полон сил, и именно тогда вдруг понял, почему шоколад входит в продуктовый НЗ и пайки – для летчиков, например. Так что для того, чтобы полностью ощутить пользу продукта, нужно либо быть сильно уставшим или голодным, либо даже захворать. У меня похожая история была с салом. Мы с отцом прошли на лыжах километров двадцать – до нашей дачи. Согреться в небольшом летнем домике было невозможно, а у нас с собой был только термос с чаем да кусок сала с хлебом. Я до этого сало вообще не ел, не нравилось оно мне, а тут вдруг почувствовал: действительно, это продукт очень вкусный и калорийный. Вот такие гастрономические воспоминания…

Свекольник, приготовленный Натальей Михайловной, стейки семги, поджаренные на мангале Алексеем, и яблочная шарлотка, испеченная Марией, были просто изумительны.
Да, чуть не забыл – еще одним, правда несколько молчаливым, участником встречи был черный кот Федор, который позировал перед фотоаппаратом, демонстрировал, как надо охотиться на бабочек, а из поданных блюд особенно оценил семгу.




Беседовал Виктор ЖУКОВ