Легенда за сургучной печатью
Национальный напиток американцев
История этого американского напитка изобилует неожиданными поворотами. Имеющий французское название, ставший легендарным во времена «сухого закона», на сегодняшний день он является единственным официально признанным национальным напитком США.Действительно, бурбон простецким напитком не назовешь. Хотя родился он в далеко не аристократической обстановке – на фермах переселенцев, приехавших в конце XVIII века в штат Вирджиния в поисках лучшей доли.
Рождение легенды
В состав штата входил тогда округ Бурбон, давший имя прославившему его напитку, а получивший его в свое время как дань историческому прошлому, временам, когда Франция оказывала помощь Соединенным Штатам в обретении независимости. Именно здесь, впервые в истории производства виски (бурбон не что иное, как разновидность виски) в рецепт вошла кукуруза – ее выращиванием занялись фермеры, ставшие обитателями Вирджинии, а позднее – вновь образованного штата Кентукки. Еще одной отличительной чертой бурбона стала технология выдержки в дубовых бочках, обожженных изнутри, что придавало вкусу и аромату напитка характерные оттенки древесины и дыма. Довольно долгое время бурбон оставался далеко не изысканной, если не сказать – грубой крепкой выпивкой для ковбоев и... настоящих пропойц.
«Сухой закон», объявленный американскими властями в 1919 году, навсегда изменил статус бурбона. Спрос на него резко возрос в самых разных, в том числе верхних социальных слоях, не гнушавшихся контактами с бутлегерами знаменитого гангстера Аль Капоне, поставившего нелегальное производство и сбыт бурбона на широкую ногу. В скором времени напиток стал не просто популярным, а поистине народным. Его слава неуклонно росла, а качество совершенствовалось. Бурбон с удовольствием ставили на стол и скромные обыватели, и звезды Голливуда, и представители делового и политического истеблишмента. Он шагнул за границу Соединенных Штатов и быстро завоевал любовь потребителей во многих странах мира. А в самой Америке были сформулированы и законодательно закреплены основные технологические и юридические аспекты его изготовления. Так, было определено, что бурбоном может называться только виски, изготовленный на территории США, а в сырье для него должно содержаться от 50 до 80 % кукурузы. Максимальная крепость напитка при дистилляции – 80 %, минимальная при бутилировании – 40 %, срок выдержки в бочках – не менее двух лет. Сегодня бурбон изготавливается в нескольких регионах Соединенных Штатов, однако основным производителем остается его родной штат Кентукки, где выпускается до 95 % всеамериканских объемов. Поэтому и держатели вискикурен, и жители Кентукки ведут постоянную борьбу за признание особых прерогатив за их штатом: от обязательной регламентации в технологическом процессе местной воды до полного юридического закрепления термина «бурбон» исключительно за кукурузным виски, производящимся в этом штате.
Андрей Кожевников
бренд-амбассадор Maker’s Mark в РоссииBBQ: Как принимают Maker’s Mark в России?
А.К.: У нас в последнее время вообще увеличилось потребление бурбона, хотя и не так ощутимо, как, скажем, шотландского виски. На мой взгляд, бурбон по вкусовым качествам нам, россиянам, ближе, и я прогнозирую, что его популярность будет только расти. А уж Maker’s Mark точно обречен на успех в России: я заметил, что он, несмотря на 45-градусную крепость, нравится и мужчинам, и женщинам самого разного возраста.
BBQ: Как правильно пить бурбон?
А.К.: Как пожелаете: в чистом виде, с добавлением льда, в составе коктейлей. Отличный десерт получится, если добавить Maker’s Mark в мороженое. А для приготовления сладкой выпечки можно влить немного бурбона в тесто. Запрет существует только один – ни в коем случае не смешивайте бурбон с колой – это безнадежно его испортит.
Клеймо изготовителя
Амбиции Кентукки вполне оправданны – кроме всего прочего, именно там расположено старейшее из действующих ныне производств. Это завод Maker’s Mark Distillery, расположенный в небольшом городке Лоретто и выпускающий один из лучших в мире премиальных бурбонов. История бренда Maker’s Mark очень примечательна. Вискикурня является семейным предприятием, которым сегодня владеет представитель династии Билл Сэмюэлз-младший. Ее основателем считается Роберт Сэмюэлз, потомок шотландских и ирландских иммигрантов, прибывший в Кентукки в 1784 году и начавший производить виски для себя и близких друзей. Первое коммерческое производство организовал его внук Т.У. Сэмюэлз. Три последующих поколения семьи Сэмюэлзов продолжали вырабатывать на своем заводе ординарный виски, не отличающийся особыми качествами. На весь период действия в Америке «сухого закона» вискикурня закрывалась, а в 1943 году даже была продана. Однако производство бурбона было в крови у Сэмюэлзов. Время перемен в семейных традициях и бизнесе наступило в 1953 году, когда прапраправнук Роберта – Билл Сэмюэлз-старший решил вывести династическое дело на более высокий уровень и поставил перед собой задачу разработки нового, более совершенного рецепта. Возможно, в этом повороте сыграло свою роль и отношение матушки Билла к бизнесу – она, не очень-то церемонясь, называла семейный продукт «пойлом, от которого срывает крышу». В знак полного и окончательного разрыва с прошлым Билл сжег старый фамильный рецепт, которому исполнилось к тому времени 170 лет!
Билл Сэмюэлз-младший
президент Maker’s Mark DistilleryBBQ: Довольны ли вы тем, как Maker’s Mark представлен на российском рынке?
Б.С.-мл.: Мы работали не покладая рук, чтобы Maker’s Mark появился в лучших барах, ресторанах и гостиницах Москвы и Санкт-Петербурга. Чтобы российские потребители смогли наслаждаться им так же, как и жители любой другой страны мира. Приятно отметить, что россияне встретили наш бурбон очень радушно.
BBQ: Что отличает Maker’s Mark от других бурбонов?
Б.С.-мл.: Главное, Maker’s Mark производится вручную. Мы используем воду из природного источника, производим бурбон ограниченными, самыми маленькими партиями, пользуемся роликовыми мельницами для помола зерна. Кроме того, мы одно из немногих предприятий, где бочки во время выдержки перемещают по хранилищу с уровня на уровень, благодаря чему получается непревзойденный вкус. Каждая этикетка печатается и воскуется вручную, как и полвека назад, поэтому ни одна бутылка не похожа на другую, все уникальны – это признак любого производства, где используется ручной труд.
BBQ: Что, на ваш взгляд, отличает российского потребителя?
Б.С.-мл.: Российские потребители очень похожи на американских. И те и другие предпочитают продукты с хорошей, многолетней историей, которые до сих производятся с использованием ручного труда, ну и конечно же имеют потрясающий вкус.
Недавно я был в Москве на одном значимом мероприятии, там были представители большого числа винных компаний, а также производители шотландского виски. Я был очень горд и рад встретить повышенный интерес к нашему Maker’s Mark. Неслучайно один из писателей-путешественников назвал наш бурбон кентуккийским шампанским.
BBQ: Когда вы приезжаете в Россию, что сами пьете: бурбон или русскую водку?
Б.С.-мл.: Я всегда остаюсь верным Maker’s Mark. Особенно мне нравится проводить время в барах, где бармены выбрали MM как основу для своих оригинальных коктейлей. Обычно бурбон подают в чистом виде или со льдом, наш же Maker’s Mark используют и при приготовлении коктейлей.
Недавно несколько профессиональных барменов из России побывали у меня в гостях в Кентукки. Я был потрясен, попробовав уникальные творения, придуманные этими ребятами на основе Maker’s Mark.
Сэмюэлз-старший много экспериментировал с зерновыми составляющими, выпекая хлеб. И в конце концов пришел к выводу, что традиционную жестковатую рожь в рецепте нужно заменить на мягкую озимую пшеницу краснозерных сортов. Приняв это судьбоносное решение, Билл в 1953 году официально открыл новый завод по производству бурбона Maker’s Mark. Это название, в переводе означающее «клеймо изготовителя», придумала его супруга Марджи, давно обратившая внимание, что на самой лучшей оловянной кухонной утвари обязательно стоит клеймо мастера. Марджи вообще можно с полным правом считать соавтором бренда, ставшего на сегодняшний день не просто знаменитым, а легендарным. Именно она придумала внешний вид бутылки, предложила клеить на них этикетки в виде оторванного бумажного листка, а название напитка писать шрифтом, напоминающим рукописный. Мало того, ей принадлежит идея окунать горлышко каждой закупоренной бутылки в сургуч, против чего выступил Билл, полагавший, что производить эту операцию вручную слишком хлопотно. Однако Марджи в споре с мужем отстояла свою точку зрения, и запечатанные сургучом бутылки вскоре стали фирменным отличием Maker’s Mark, признанным лучшим бурбоном в Кентукки.
В 1980 году в «Уолл-стрит джорнал» была опубликована статья, в которой утверждалось лидерство в своей категории и безупречное качество Maker’s Mark. Сам же завод в этом году был объявлен национальным достоянием и включен в список памятников архитектуры. К Сэмюэлзам пришла настоящая слава, которая быстро распространилась по всей Америке и в скором времени по всему миру. Сегодня бизнес возглавляет Билл Сэмюэлз-младший, сохраняющий все основные принципы производства Maker’s Mark, заложенные его отцом. Напиток вырабатывается небольшими партиями (не более 19 бочек) на основе чистейшей воды из известнякового озера, которое питается подземными родниками. Отборное зерно для сусла закупается исключительно на местных фермах после тщательной проверки на соответствие качеству. Очень многие технологические операции выполняются вручную, что говорит не только о личной ответственности и гордости за свой труд каждого работника завода, но и о том, что все они действительно вкладывают в изготовление Maker’s Mark частичку своей души. В этом очень легко убедиться – стоит только снять сургуч с горлышка, откупорить бутылочку, налить и...
Вот именно!