ГлавнаяАрхив
Новости
Статьи
ЧА-ВО и как?
Рецепты
Видео-рецепты

Справочные материалы



У костров Нового Света
Национальный колорит
Если встречу, Рамона, взгляд твой,
Когда в ярком проходишь платье,
Вскружит голову, жаром охватит,
Словно выпил я крепкого мате.
Его горечь разделишь с другом,
Одному его пить не стоит,
Чашу пустив по кругу,
У костра все пьют его вместе.

Из песни гаучо



Мясо, зажаренное на огне под открытым небом да на вольном ветру, съеденное руками с помощью ножа, всегда вкуснее приготовленного на даче. Чтобы убедиться в этом, необязательно ехать на самый край земли, но Патагония того стоит.

Кто из мальчишек моего поколения не зачитывался «Детьми капитана Гранта» и не уносился на крыльях детского воображения в пампасы? Эту мечту детства мне удалось осуществить.


Вокруг костра

На фото (слева направо): Андраник Сулейманян, пу-
тешественник, кандидат психологических наук; дочка
и супруга Хуана Карлоса; Владимир Янко, инженер и
заядлый путешественник; Дмитрий Карелин, доктор
биологических наук, преподаватель МГУ
Горы на южной оконечности Чили возникают сразу, они продолжение фьорда с мрачновато-романтическим названием Ultima esperanza – Бухта последней надежды. У их подножия город Пуэрто-Наталес, с которого начинаются все маршруты во всемирно известный национальный парк Торрес-дель-Пайне.

Мы, три товарища, решили расположиться в палатке, а не в гостинице. По соседству в такой же палатке обосновался егерь национального парка с женой и маленькой дочкой. Мы познакомились и спросили у Хуана Карлоса, где можно купить баранину для шашлыка. И на следующий день уже ужинали вместе. Не могу не упомянуть о стоимости отменного угощения: полбарана обошлось нам всего в 15 тысяч песо, то есть в 600 российских рублей.

Готовка мяса тут исключительно мужское занятие – женщина в принципе не может зарезать барана, разделать его, развести костер и так далее. Баранину чилийцы готовят не на шампурах, а на решетке. Едят без хлеба.

Нежность и сочность здешней баранины объясняются несколькими причинами. Во-первых, пампа, особенно в заповеднике Торрес-дель-Пайне, очень напоминает степь, о которой писал Гоголь в «Тарасе Бульбе»: не знавшие плуга густые, высокие травы, в которых прячутся многочисленные птицы, с гор сбегают чистые ручьи, дует свежий ветер – идеальное место для вольного выпаса. Барашек, который ест свежую траву и пьет ледниковую воду, не может не нагулять отменное мясо, к тому же, как я уже говорил выше, цена этого удовольствия вполне доступна.

Кухня Патагонии, как, впрочем, и любая другая, соответствует образу жизни населяющего данную местность народа. С приходом испанцев в Патагонии в результате ассимиляции конкистадоров с индейцами образовались своеобразные человеческие типы: уасо в Чили и гаучо в Аргентине и Уругвае. Их быт и мировоззрение во многом сходны с характером запорожских казаков: вольная жизнь, культ мужской дружбы и оружия. Так что я недаром вспомнил великую повесть Гоголя. Каждый вечер уасо собирались вокруг огромных костров, на которых жарили баранов и быков, слушали песни кантадора и передавали по кругу мате или крепкий алкогольный напиток пульке...

Мы трапезничали, расположившись вокруг очага. Хуан Карлос предложил нам пластиковые миски и алюминиевые вилки, но мы от них отказались и стали есть руками. Егерю это очень понравилось, так же как и то, что мы неплохо изъяснялись на кастильском наречии. Хуан Карлос пустил по кругу калебасу с бомбильей. Калебаса – это тыквенный сосуд для мате, а бомбилья – металлическая или тростниковая трубка для питья.

Питье мате – очень красивый старинный ритуал, и необходимо строго соблюдать правила, так как все действия имеют символическое значение, их цель – сплотить доселе незнакомых друг с другом мужчин. Сосуд передают по кругу против часовой стрелки, каждый должен сделать глоток. Мате пьют с сахаром или без оного, с крепким алкоголем или без него, индивидуальные вкусы не учитываются. Нельзя доливать кипяток в калебасу, вкус от этого портится, температура напитка не должна превышать 70–80 °С. Если вы больше не хотите пить, то, когда подходит ваша очередь, говорите спасибо. Ни в коем случае нельзя вытирать бомбилью после предыдущего гостя – это сильнейшее оскорбление, которое раньше смывалось только кровью! Даже пропустить свою очередь очень невежливо.

Мате замечательно сближает, после трех-четырех глотков мы уже беседовали вполне по-приятельски.


Тайна картошки и куранто в фиесту

Следующим пунктом нашего путешествия стал небольшой остров Чилоэ, который на испанских картах времен конкисты обозначался как la fin de la Cristianidad (конец христианского мира). Уверен, мало кому из читателей известно, что этот далекий остров оказал сильное влияние на нашу нынешнюю повседневную жизнь. В Новом Свете существуют два центра происхождения картофеля: тропический пояс Южной Америки, откуда к нам пришла его разновидность ssp. andigena, и остров Чилоэ (ssp. tuberosum). Таким образом, два подвида картофеля имеют независимое происхождение, окутанное завесой тайн, ведь сегодня не существует ни одного дикого растения, из которого могли возникнуть непосредственно ssp. tuberosum и ssp. andigena!

Еще академик Вавилов, говоря об основных очагах происхождения культурных растений, отмечал интересную закономерность: они неизменно совпадают с центрами великих цивилизаций. Чилоэ исключение: на острове не обнаружено следов выдающихся культур древности. Но именно отсюда европейцы впервые привезли картофель, годный для выращивания в Старом Свете, ведь андский картофель вызревает только в Америке.

Влажность климата на острове чрезмерная. «Здесь дождь идет шесть дней в неделю, – гласит местная пословица, – а на седьмой день небо застилается тучами». Но мне с товарищами по путешествию Владимиром и Дмитрием повезло, и пусть небо не радовало яркой синевой, но за те двое суток, что мы провели на Чилоэ, дождь шел только один раз, и то ночью.

...Дорога бежит между поросшими лесом холмами, по обочинам растут белые мальвы, красные фуксии, над нами – синее небо, и вся эта палитра повторяет цвета чилийского флага! Следующая наша остановка – город Кастро. На берегу залива дома на сваях, выше на холмах – одно- и двухэтажные строения, покрытые дранкой оригинальной формы, в палисадниках кусты роз, на подоконниках – местная особенность! – выставлены в ряд фарфоровые фигурки зверей, людей в национальных костюмах, ангелочков, лебедей и много еще чего.

После прогулки мы отправились в ресторан «Рапа-Нуи» отведать знаменитое куранто, которым славится остров. Куранто – блюдо праздничное, в него кладут устриц, мидий, а также мясо, картофель и горох (на острове он огромный, горошины величиной чуть ли не с перепелиное яйцо; кстати, не менее выдающимися размерами отличается местный чеснок – его дольки вполне сравнимы с апельсинными!). Готовят куранто в яме с раскаленными камнями, где оно томится на пару. Способ его приготовления тот же, что и на островах Полинезии. В культуре аборигенов Южной Америки и островов Тихого океана много схожего. Эти факты в свое время побудили знаменитого путешественника Тура Хейердала выдвинуть гипотезу о заселении Полинезии жителями Нового Света.

Возвращаясь к угощению, замечу, что все это великолепие сдабривается лимонным соком: лимоны подают разрезанными пополам, и вы, брызгая соком на устриц, вполне можете представить себя в роли заезжего миллионера. Правда, цена блюда не пугает: ужин на троих с отличным местным вином обошелся нам всего в 750 российских рублей.

Жители острова любят от души повеселиться, поесть, и куранто – не единственное праздничное блюдо чилотов. Уроженец острова, замечательный писатель Франсиско Колоане в романе «Дорога китов» так описывает еще одно традиционное блюдо, которое готовят после сбора урожая. «Гостям подавали жаренное на углях баранье мясо, лепешки со шкварками и яблочную чичу – крепкий алкогольный напиток». А повседневная пища островитян – паэлья марина (по-русски – морская смесь) – это вкусная и сытная похлебка, в которую кладут все, чем богаты воды Чилоэ. Здесь и куски рыбы, и креветки, и красноватые асцидии, и всевозможные моллюски, а наверху красуется, словно шпиль на новогодней елке, рico de roсa – усоногий рак балянус. Эти раки вырастают здесь до гигантских размеров. Кстати, Дмитрий, биолог, был немало удивлен, что чилоты едят балянусов – в России, на Белом море, их не употребляют в пищу, правда, там они крошечные. Мясо балянусов очень нежное и, на мой взгляд, вкуснее, чем у наших пресноводных раков.

Покидая Патагонию, мы, не сговариваясь, одновременно высказали вслух пожелания купить все, что необходимо для приготовления мате, чтобы потом в Москве за дружеским столом вспоминать наше путешествие. Должен разочаровать тебя, дорогой читатель: чтобы в полной мере оценить мате и паэлью, надо сидеть у костра под небом Патагонии. Потому что только в пампе, в их вкусе, чувствуются и вольный ветер, и нещадное солнце, и терпкая горечь трав.

Путешествие было организовано по инициативе посольства Чили

Андраник СУЛЕЙМАНЯН
Фото Дмитрия Карелина и Владимира Янко